RU EN
logo

Бюро наилучших доступных технологий

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВАЛКЕ УГЛЯ В МОРСКИХ ПОРТАХ

Деятельность по перевалке угля в морских портах – переход к наилучшим доступным технологиям

Уголь — один из самых массовых навалочных портовых грузов. За последние годы объем перевалки угля существенно вырос, основной прирост грузопотока угля обеспечили порты Приморского и Хабаровского края. Увеличение объема экспортируемого угля повлекло за собой увеличение количества соответствующих стивидорных компаний, а также закономерное увеличение негативного воздействия на окружающую среду. Некоторые из стивидоров уделяли недостаточно внимания экологической безопасности своей деятельности, что в свою очередь вызвало волну справедливого недовольства со стороны местных жителей.

Данная проблема была рассмотрена на федеральном уровне. По итогам «Прямой линии» c Президентом РФ в августе 2017 года дано поручение представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды с целью улучшения экологической обстановки в морских портах.

С этого времени Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) совместно с Ассоциацией морских торговых портов и операторами морских терминалов начата серьезная работа по разработке проектов нормативных правовых актов по закреплению в законодательстве Российской Федерации норм о внедрении наилучших доступных технологий (НДТ) в области хранения и перевалки угля на морских терминалах.  Иначе говоря, закрепление требований по достижению технологических показателей с использованием методов, технологий и подходов, определенных в качестве наилучших доступных и описанных в соответствующих информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ).

Впервые понятие НДТ ввел Федеральный закон №219 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят в июле 2014 года. В соответствии с ним наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Первом шагом к «переходу на НДТ» в морских угольных терминалах стало Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 мая 2018 г. № 968-р об актуализации ИТС НДТ 46 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» в связи с расширением области применения наилучших доступных технологий. Актуализация справочника касается обращения с углем в морских портах, в связи с чем, в справочнике появится отдельный раздел, описывающий данный вид деятельности.

Актуализацию (разработку) ИТС НДТ осуществляет техническая рабочая группа (ТРГ), координирует деятельность ТРГ Бюро НДТ, выполнение функций которого возложены на Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики».

В настоящее время сформирован новый состав ТРГ 46 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли от 06 августа 2018 г. № 3081. Состав ТРГ насчитывает в общей сложности 68 специалистов, представляющих стивидорные компании (40%), федеральные органы исполнительной власти (24%), научные организации (16%) и ассоциации (20%).

7 августа 2018 года в г. Санкт-Петербург на площадке Ассоциации морских торговых портов проведено установочное заседание ТРГ 46. В течение августа текущего года для оценки текущего состояния отрасли, а также формирования материалов справочника проведен сбор данных стивидорных компаний, необходимых для определения технологий в качестве НДТ, а также разработки и актуализации ИТС НДТ. По итогам проведенного анализа сформирована первая редакция проекта раздела об обращении с углем в морских угольных терминалах ИТС НДТ 46, которая в сентябре прошла этап рассмотрения специалистами рабочей группы. В общей сложности получено и обработано порядка 100 замечаний и предложений.

16 октября 2018 года состоялось второе заседание ТРГ в г. Находка. В рамках заседания проведено обсуждение проекта справочника, а также технологических показателей наилучших доступных технологий. В заседании приняли участие представители стивидорных компаний, Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Ассоциации морских торговых портов и организации, занимающиеся проблемами пылеподавления.

В рамках обсуждения также рассмотрены вопросы комплексного подхода и технические решения, направленных на сокращение выбросов пыли в морских портах, практические основы внедрения НДТ, а также зарубежный опыт применения наилучших доступных технологий при перевалке угля. В целом по результатам совещания принято решение о доработке материалов информационно-технического справочника и размещении его на согласование. При этом перечень НДТ не вызвал принципиальных возражений и замечаний со стороны членов ТРГ.

Стоит также отметить особенности правоприменения данного ИТС НДТ в части деятельности по обращению с углем в морских портах. «Традиционное» регулирование на принципах НДТ будет осуществляться с 2019 года путем выдачи комплексных экологических разрешений, которые обязаны получать предприятия, отнесенные к объектам I категории, то есть к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Однако морские порты относятся к объектам негативного воздействия II категории (объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие), для которых получение КЭР не является обязательным. Критерии отнесения объектов к определенной категории определены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В связи с чем, принято решение о целесообразности реализации механизмов технического регулирования. В настоящее время разрабатывается изменение в Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта».

Соответствующее изменение предусматривает положение о том, что объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать в том числе требованиям, установленным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта.

В заключении необходимо отметить, что работу по актуализации ИТС НДТ 46 планируется завершить к концу 2018 года, поскольку основные этапы уже пройдены и сейчас осуществляется редактирование материалов. Безусловно, для внедрения наилучших доступных технологий стивидорами будет предусмотрен разумный переходный период.

Другие источники: http://www.vostport.ru/press-center/press-releases/detail.php?ID=2397